"КРУГОВАЯ КИНОПАНОРАМА"

     Первый в СССР кинотеатр круговой панорамы был построен на ВДНХ в 1959 году по просьбе Никиты Сергеевича Хрущёва к официальному открытию ВДНХ и к Июньскому Пленуму ЦК КПСС 15 июня 1959 года, а так же к открытию в Москве первой Американской выставки 25 июня 1959 года. Из вопоминаний Василия Катаняна, режиссера первого панорамного фильма: "Скорее, скорее, чтобы успеть к Американской выставке. Американцы привезут свою кругораму – а мы что? Хуже людей? Когда они приедут, мы должны будем сказать:«Подумаешь! У нас эта кругорама уже спокон века. Это здание – чуть не единственное, уцелевшее от наполеоновского пожара в Москве...»". Был разработан проект обмена фильмами с американской "Циркорамой", но к сожаленью за все время существования круговой кинопанорамы никаких обменов фильмами не проводилось. На первую в СССР Американскую национальную выставку, с успехом прошедшую в парке культуры и отдыха "Сокольники" американская сторона "Циркораму" не привезла.
     Многие ошибочно считают, что идея создания Круговой кинопанорамы возникла у Н.С.Хрущёва в ходе визита в США, после посещения Диснейленда, но на самом же деле Никита Сергеевич никогда там не был. Возможно, кто-то из окружения Хрущёва подсказал ему идею создания Круговой кинопанорамы после посещения ЦИРКАРАМЫ (CIRCARAMA) в парке "Диснейланд" (Disneyland) в Калифорнии или на Всемирной выставке в Брюсселе "Expo-58". Строительство курировал лично Н.С.Хрущёв, который, распорядился, чтобы в Москве построили такое же кино, только лучше. В те годы многое делалось по лозунгу выдвинутым Хрущёвым в 1957 году – "Догнать и перегнать Америку, в два-три года". Проект строительства кинотеатра "КРУГОВАЯ КИНОПАНОРАМА" был поручен архитектору Н. Стригалёвой и инженеру Г. Муратову, а съёмки фильма режиссёрам В. Катаняну и Л. Махначе. Из вопоминаний Василия Катаняна, режиссера первого панорамного фильма: "Так как времени мало, то мы бросились на юг, где что-то цветет и можно снимать. Тбилиси, Сухуми, Баку, Ашхабад, потом поедем в Ленинград… Съемка одиннадцатью камерами одновременно, и как получится и получается ли вообще – никому не известно, так как посмотреть негде, кинотеатр (уцелевший от пожара Наполеона) еще и не начали строить, а проекция из одиннадцати аппаратов одновременно будет только там. Снимаем буквально вслепую...".

Кинотеатр "КРУГОВАЯ КИНОПАНОРАМА"
Кинотеатр "КРУГОВАЯ КИНОПАНОРАМА"

Проект  КРУГОВАЯ КИНОПАНОРАМА   Кинотеатр "КРУГОВАЯ КИНОПАНОРАМА"

павильон "Манеж"     Первоначально, в соответствии с предложением дирекции ВДНХ СССР был разработан проект переоборудования здания павильона "Манеж" под театр круговой кинопанорамы. Одновременно на рассмотрение Выставочного комитета был предоставлен вариант проекта строительства нового здания театра круговая кинопанорама.
     Оба проекта были разработаны архитектурно-проектной мастерской №13 института "Моспроект" под техническим руководством НИКФИ. В своей кинотехнической части оба проекта были идентичны, за исключением акустических условий, т.к. куполообразная форма потолка здания манежа требовала довольно значительного ввода акустических поглотителей. Стоимость строительства нового здания и реконструкции здания манежа по составленнымсметно-финансовым расчетам также практически были одинаковы.

павильон "Манеж" павильон "Манеж"

     Месторасположения нового здания театра предлагалось у южных ворот Выставки, что значительно удобнее и рентабельнее в отношении посещения ее зрителями. Кроме того, Выставка получила новое здание при тех же затратах средств и времени. Все изложенное и привело к решению принять проектпавильон "Манеж" строительства нового здания...
     Оба проекта были разработаны архитектурно-проектной мастерской №13 института "Моспроект" под техническим руководством НИКФИ. В своей кинотехнической части оба проекта были идентичны, за исключением акустических условий, т.к. куполообразная форма потолка здания манежа требовала довольно значительного ввода акустических поглотителей. Стоимость строительства нового здания и реконструкции здания манежа по составленным сметно-финансовым расчетам также практически были одинаковы. Месторасположения нового здания театра предлагалось у южных ворот Выставки, что значительно удобнее и рентабельнее в отношении посещения ее зрителями. Кроме того, Выставка получила новое здание при тех же затратах средств и времени. Все изложенное и привело к решению принять проект строительства нового здания.
     В начале 1959 года началось строительство кинотеатра. Проектное задание на строительство здания было утверждено 24 февраля 1959 года, 5 марта того же года строители приступили к подготовительным работам. В рекордно короткий срок кинотеатр "КРУГОВАЯ КИНОПАНОРАМА" был построен, а 29 апреля 1959 года состоялся Кинотеатр "КРУГОВАЯ КИНОПАНОРАМА"первый киносеанс. 15 июня 1959 года состоялось официальное открытие кинотеатра и первыми зрителями нового киночуда стали участники Июньского Пленума ЦК КПСС. На первом киносеансе демонстрировался первый отечественный кругорамный фильм "Дорога весны". Официальное открытие театра состоялось 1 июля 1959 года.
    Таким образом театр круговой кинопанорамы был спроектирован, построен и оборудован за 4 месяца. Проект архитектурно-строительной части был разработан мастерской №13 института "Моспроект" авторским коллективом в составе В.В. Бутузова, Н.С.Стригалевой, Г.М. Муратова, Л.И. Богаткина и др. Технологический проект театра круговой кинопанорамы был разработан под руководством профессора Е.М. Голдовского авторским коллективом в составе Т.И. Музыканского, Ф.Г. Ярославлева, Е.Ш. Рубежовской, и В.Д. Котова. Строительные работы выполнены трестом "Строитель" - СУ-97, электромонтажные СУ-55 Главмосстроя.

Сотрудники НИКФИ проверяют работу проекционной аппаратуры
Сотрудники НИКФИ проверяют работу проекционной аппаратуры, 1959 год.

Фотография из буклета Американской национальной выставки в СССР 1959 год.
"Циркорама", кинофильм нового типа, экран которого полностью окружает зрителя.
Фотография из буклета Американской национальной выставки в СССР 1959 год.

     Кинооператор Б.В.Тимофеев на Центральной студии документальных фильмов провел экспериментальную съемку кругорамного фильма с вертикальным анаморфированием кадра, используя отечественные анаморфотные насадки завода "Ленкинап" и объективы с фокусным расстоянием 40 мм. Этот эксперимент оказался удачным. 2 мая 1965 года прошли последние показы советских кругорамных фильмов по 22-х экранной системе.
     На следующий день кинотеатр был закрыт и началась его модернизация. Верхний ярус экранов демонтировали и оставили только нижний, увеличив высоту каждого экрана в два раза.

патент на изобретение "КРУГОВАЯ КИНОПАНОРАМА"
Патент на изобретение "КРУГОВАЯ КИНОПАНОРАМА"

     Для съемок стали использовать 11 кинокамер с анаморфотной оптикой, сужавшей изображение по вертикали. При проекции изображение растягивалось так же по вертикали. Такая пропорция изображения на экране, не удобная и не привычная в обычном кинематографе, в круговой кинопанораме увеличивает вертикальный обзор изображения, усиливает эффект присутствия. В тоже время использование 11 кинокамер и кинопроекторов вместо 22 позволяет в два раз экономить пленку и несколько упростить процесс съемки и демонстрации фильмов. А отсутствие черной разделительный полосы между нижним и верхним ярусами экранов создает зрителям больше удобства для просмотра.
     4 апреля 1966 года новая советская система круговой кинопанорамы была введена в эксплуатацию.
     Газета "Московская кинонеделя" в апрельском номере 1966 года сообщала: "На выставке достижений народного хозяйства после значительной реконструкции вновь открылся кругорамный кинотеатр. На одиннадцати вертикальных его экранах будет демонстрироваться новая, четвертая программа круговой кинопанорамы, состоящая из двух фильмов Центральной студии документальных фильмов: "Здравствуй, столица!" и "Возьмите нас с собой, туристы...".
     Фильмы впервые сняты новым оригинальным способом анаморфирования кадра по вертикали, изобретенным советскими специалистами Е. Голдовским и Б. Тимофеевым. На просмотре кругорамных кинокартин, снятых по этому способу, зритель ощущает значительный эффект присутствия. В этом вы убедитесь, когда посмотрите эти два цветных стереофонических фильма"
.

Хрущёва не пустили в Диснейленд

Дуайт Эйзенхауэр и Никита Хрущёв      15 сентября 1959 года Никита Хрущёв прибыл в Соединенные Штаты по приглашению президента США Дуайта Эйзенхауэра для встречи на высшем уровне, с целью ослабить напряжение в отношениях двух стран. Никита Сергеевич выразил желание посетить Голливуд и американская сторона предоставила ему эту возможность. 19 сентября Хрущёв и его жена прибыли в Лос-Анджелес, в плане мероприятий была и поездка в Диснейленд. Встреча Советского лидера проходила в дальнем углу аэропорта Лос-Анджелеса, перед зияющими распахнутыми воротами ангара "North American Aviation Co". На городских улицах Хрущева не приветствовали толпы, о маршруте кортежа в газетах ничего не сообщалось. День начался с осмотра киностудии "Twentieth Century Fox Studios" в Голливуде, где он узнал, что ранее намеченная поездка в Диснейленд не состоится, поскольку американские спецслужбы не могут гарантировать безопасность. Накануне приезда Хрущёва шеф местной полиции решил проехаться по предполагаемому маршруту поездки высокого советского гостя, и в его машину кто-то кинул помидор. Из соображений безопасности шеф полиции рекомендовал отменить посещение Диснейленда. Никита Сергеевич обиделся и под хохот присутствующих раздражённо заявил: "Может быть, там теперь созданы площадки для запуска ракет? (Взрыв смеха.)… Что у вас там – холера развилась или чума, что я могу заразиться? (Смех.) Или Диснейленд захватили бандиты, которые могут меня там уничтожить? Так ведь у вас полицейские такие молодцы, что они быка поднимут за рога, и с бандитами они могут прекрасно справиться! Я говорю тогда: а все-таки я хотел бы поехать в этот парк, посмотреть, как отдыхают американцы. (Аплодисменты.) Мне отвечают на это: поступайте, как знаете, но в таком случае мы не гарантируем вашей безопасности. Что же я должен пойти на самоубийство? (Смех.)… У меня нет слов – я не знаю, как объяснить это Советскому народу!".
     Хрущёв уехал из Лос-Анджелеса на следующее утро. У Никиты Сергеевича был проект – создать на западе столицы "русский Диснейленд" и им было издано постановление о выделении в пойме Москвы-реки между парком "Фили-Кунцево" и Гребным каналом в Крылатском территории под детский парк, который должен был стать «русским Диснейлендом». Однако этот проект реализован не был.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100  Яндекс цитирования